Танк М60 обзор американский основной боевой танк фото. Гайд по американскому среднему танку M60 WoT Танки М60 с динамической защитой


Схематический продольный разрез основного боевого танка М60:

1 - 7 62-ми пулемет- 2 - ствол 105-мм пушки; 3 - огнетушители; 4 - обогреватель; 5 - сиденье водителя 6 - десантный люк; 7 - торсион; 8 - гидравлический цилиндр подъемного механизма пушки; 9 - сиденье наводчика; 10 - сливной кран; 11- двигатель; 12 - силовая передача; 13 - сиденье командира; 14 - установка вооружения; 15 - дальномер

Танк М60 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Компоновка танка осталась прежней, то есть с задним расположением силового отделения, как и у танка М48А2. Корпус и башня - литые. Лобовая часть корпуса выполнена с большими, чем у танка М48А2, углами наклона.

М60 на абердинском полигоне, 1963 год (источник Patton : A History of the American Main Battle Tank Hardcover by R . P . Hunnicutt ).


Верхняя лобовая плита имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64 град.; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления - 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм.

В США применение в комбинировании бронирования на серийных танках значительно отстали от СССР, хотя оно предлагалось для танков М48 в виде модулей и в для варианта ХМ60. Дальше опытных образцов это не пошло.

1 - Схема бронирования танка М60 (источник журнал Техника и вооружение).

2 - Схема башни танка ХМ60 с комбинированной броней (источник Patton: A History of the American Main Battle Tank Hardcover by R. P. Hunnicutt).

Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой (перед поворотом она приподнимается). В положении по-боевому обзор местности осуществляется с помощью трех перископических наблюдательных приборов, средний из которых взаимозаменяем с ночным инфракрасным прибором М36. Подсвечивается прибор ночного видения специальными фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка - алюминиевые гнезда для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд - слева от сиденья, 11 - справа), непосредственно за креслом размещены аккумуляторные батареи. Несколько улучшена конфигурация башни полусферической формы и уменьшены ее размеры. На крыше башни установлена новая командирская башенка М19 увеличенных размеров, создающая более комфортные условия для работы командира в танке. Башенка снабжена смотровыми призмами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и ручным приводом.

Основное вооружение машины - 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10град. до +20град.. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.


Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни - 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости - 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована.

Заряжание - ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 - в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов:

  • бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60град.;
  • компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456;
  • бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкоде-формируемой головной частью;
  • снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами;
  • дымовой снаряд М416.

Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1478 м/с.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия в маске пушки) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15град. до +60град.), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.

Основная система управления огнем прямой наводкой состоит из нового монокулярного прицела-дальномера М17С, которым пользуется командир танка.

Дальномер имеет базу 2000 мм и 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели - 500...4000 м. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С. Как и на предыдущих танках, в систему управления огнем входят баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка М48А2. Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута М28А1 и квадранта М13А1, которые усовершенствованы, по сравнению с такими же приборами танка М48А2.


Обзор по горизонту командиру обеспечивают восемь призменных приборов М41, установленных по периметру командирской башенки. В последней находятся пулеметный прицел М71-28С, предназначенный для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям, и прибор наблюдения М34. Один призменный наблюдательный прибор кругового вращения М27 установлен у заряжающего.

Силовая установка танка - четырехтактный 12-цилиндровый V-образный танковый дизель AVDS-1790-2 Континенталь воздушного охлаждения с турбонаддувом. Мощность дизеля - 750 л.с. при 2400 об/мин. Двигатель герметизирован и может работать под водой. Двигатель в сборе с силовой передачей размещен вдоль продольной оси танка. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температуре воздуха до -30град.С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л, все они располагаются в забронированном объеме.

Силовая передача - гидромеханическая трансмиссия CD-850-6 Кросс-Драйв, выполненная аналогично трансмиссии танка М48А2 и состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, за исключением незначительных изменений, внесенных в ее конструкцию. В частности, на М60 исключены натяжные ролики, использованы более жесткие торсионные валы, позволившие несколько увеличить клиренс машины, опорные (кроме крайних) и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на первом и шестом опорных катках смонтированы ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Опорные катки (по шесть на борт) - двускатные, обрезиненные, со съемными дисками и ступицами из алюминиевого сплава, их динамический ход - 206 мм. Катки взаимозаменяемые, с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют резиновые бандажи. Ведущие колеса - со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм - полностью с обрезиненными траками Т97 и резинометаллическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет 1500 - 2000 тыс. км. Радиооборудование танка состоит из одной УКВ радиостанции AN/GRC-3 (или AN/GRC-4, -5, -6, -7 или -8), обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 32 - 40 км, и танкового переговорного устройства AN/V1A-4 с гнездом подключения полевого телефона.

Кроме того, на М60 может устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемых авиацией.


Танк оснащен фильтро-вентиляционной установкой Е37Р1, такой же, как у М8А2, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологического оружия, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа).

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке предусмотрено специальное оборудование, а установка трубы-лаза обеспечивает танку подводное вождение до 5 м.

Герметизация погона башни осуществляется с помощью резинового кольца-трубки, в которую нагнетается воздух ручным насосом.

Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: испытания показали - бронезащита башни М48 не способна противостоять снарядам 100-мм советской танковой пушки. В 1962 году с конвейера арсенала фирмы Крайслер в Детройте начали сходить танки М60А1. Одинаковый погон старой и новой башен позволил провести смену моделей на сборочной линии безболезненно.


В конструкцию танка М60А1 был введен ряд усовершенствований, а именно:

  • установлена новая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной, по сравнению с башней танка М60, снарядостойкостью (толщина лобовой брони - 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении;
  • применена усовершенствованная система управления огнем, в которую включен комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение стрельбы ночью.

На танках М60А1, выпущенных после 1965 года, в систему управления огнем введен новый электрический баллистический вычислитель М16, учитывающий данные прицела-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии прицеливания.

Улучшены условия работы механика-водителя за счет усовершенствования механизмов управления танком: рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части.


В конце 1960-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских танков (Т-62 и Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков М60А1. Так, начиная с 1971 года на танки М60А1 стали устанавливать двухплоскостную электрогидравлическую систему стабилизации орудия (Add-On Stabilization - AOS) фирм Кадиллак Гейдж и Ханиуэлл, новые гусеницы с траками Т142, имевшие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс гусениц с траками Т142 достиг 5 - 6 тыс. км). Боекомплект пушки увеличился на три выстрела. Несмотря на наличие стабилизатора, возможность ведения прицельного огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключалась из-за наличия механической связи прицела-дальномера с орудием.

Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 году. Усовершенствованию подверглись силовая установка танка и электрооборудование. Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipment) являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля - AVDS-1790-2D - имел, кроме того, больший ресурс. Переоборудование танков по последнему, третьему, этапу долгосрочной модернизационной программы началось в 1977 году. На этом этапе предусматривалось оснащение машин пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических усилителях изображения. Помимо этого, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления водных преград по дну. В состав оборудования для подводного вождения входила воздухопитающая труба-лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление движения под водой выдерживалось с помощью гирополукомпаса. Эти машины получили обозначение М60А1 (RISE/PASSIVE).

М60А2

Машина, точнее ее башня, проектировалась для установки системы управляемого противотанкового оружия Шиллела. Потенциально высокие характеристики ракеты (высокая точность поражения целей на дальностях в 2 - 2,5 раза превосходящих дистанции эффективной стрельбы традиционными боеприпасами) заставили военных выступить с инициативой установки 152-мм орудия/пусковой установки ХМ81Е13 (после доработок пушка получила индекс М162) на основной американский линейный танк М60.

Два прототипа ракетного танка М60А1Е2 передали на испытания зимой 1965/66 года. Недостатки как самой ПТУР MGM-51A Шиллела, так и новой башни выявились уже в самом начале испытаний.

1- Опытный танк ХМ60А1Е1 с 152 мм орудием/пусковой установкой.

2 - ХМ60А1Е2 прототип М60А2. По данным армии США было закуплено 540 танков данного типа.

Серьезной проблемой стала неадекватность легкой башни тяжелому орудию: при выстреле обычным снарядом более сильная, чем при пуске ракеты, отдача сбивала наводку орудия - пришлось спешно разрабатывать новую трехступенчатую систему компенсации отката ствола после выстрела и усиливать узлы крепления к башне приборов управления огнем.

Несмотря на сырую конструкцию и незавершенную программу испытаний стремление принять на вооружение эффективное противотанковое средство оказалось велико:, армия США выделила в 1966 году средства на закупку 243 ракетных башен для установки на шасси уже построенных танков М60А1 и зарезервировала заказ на 1967 год, предусматривающий изготовление с нуля 300 танков с ПТУР Шиллела под обозначением М60А2. В докладе, представленном министром обороны США Конгрессу в 1970 году, отмечалось: Усилия армии по усовершенствованию танка М60А1 путем интеграции в его конструкцию системы

управляемого оружия Шиллела не увенчались успехом: 300 танков М60А1Е2, предусмотренных к закупке бюджетом на 1967 финансовый год в существующей конфигурации, не могут быть приняты на вооружение. Представители армии не уверены в возможности преодоления проблем, связанных со стабилизацией башни при выстреле в достаточно сжатые сроки, обеспечить должную надежность в обозримом будущем вряд ли удастся.

Армейское командование к сентябрю 1971 года сочло результаты испытаний доработанных прототипов М60А1Е2 удовлетворительными. Танку был присвоен официальный индекс М60А2, а в ноябре того же года серийному производству и переоборудованию ранее построенных М60А1 в вариант А2 дали зеленый свет. Тем не менее, в строевые подразделения М60А2 поступили только в 1973 году. Изготовление танков М60А2 и переоборудование в них М60А1 осуществлялось в 1973 - 1975 годах. Всего было выпущено 526 единиц М60А2.


Несмотря на все свои недостатки М60А2 стал этапной машиной в истории мирового танкостроения с точки зрения системы управления огнем и заслужил самую высокую оценку у специалистов. Практически он оказался едва ли не первой успешной попыткой увязать в единый автоматизированный комплекс различные приборы и датчики первичной информации, вырабатывающие данные для стрельбы из пушки.

Система управления огнем, установленная на М60А2, по своей сложности и эффективности среди всех западных танков была соизмерима лишь с СУО танка Леопард-2. Электронный вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом расстояния до цели, типа снаряда, температуры воздуха и заряда, скорости и направления ветра, атмосферного давления, скорости и направления перемещения цели относительно танка, износа канала ствола, угла крена цапф орудия.

Танк М60А2 оснащается двухплоскостной системой стабилизации орудия и бесподсветочными приборами ночного видения. Боекомплект к пушке/пусковой установке включает 13 ПТУР Шиллела и 33 152-мм выстрела. Вспомогательное вооружение аналогично танку М60А1.

М60АЗ

Танк варианта A3 стал последней модификацией М60, запущенной в серийное производство. При проектировании был учтен опыт, полученный в ходе модернизации М60А1 и при разработке М60А2, а также ликвидированы узкие места конструкции, выявленные в боях ближневосточной войны 1973 года.

Причиной выхода из строя в боевых условиях множества М60 стало заклинивание башни: мощности механизма поворота не хватало, чтобы перемолоть осколок снаряда, клинящий башню. Установка более мощных электрогидравлических приводов частично решила проблему. Неважно зарекомендовали себя в боевых условиях пулеметы М73, их следовало заменить более надежными бельгийскими MAG58 (американское обозначение М240).


М60АЗ

В середине 1970-х годов основным приоритетом в США считалась не модернизация М60, а разработка нового танка ХМ1, поэтому доводку М60А1 предполагалось вести так, чтобы не вносить радикальных изменений в конструкцию. Арабо-израильская война 1973 года стала причиной появления на свет М60АЗ. Чтобы восполнить немалые потери в танках своего стратегического союзника, американцы срочно перебросили несколько сотен М60А1 из Европы в Израиль, уменьшив тем самым бронетанковую группировку в ФРГ до критического уровня.

Для придания возможности поражать цели с ходу первым выстрелом на М60АЗ устанавленая система управления огнем, разработанная на основе СУО танков М60А1 и М60А2. Комплекс приборов командира состоит из лазерного монокулярного прицела-дальномера AN/WG-2, перископического комбинированного (с дневным и ночным каналами) прицела/прибора наблюдения М36Е1 и восьми призменных приборов М41, установленных в командирской башенке.

У наводчика имеются основной комбинированный прицел М35Е1 и вспомогательный телескопический прицел M105D, аналогичный использовавшимся на более ранних моделях М60. На танке установлен цифровой баллистический вычислитель Хьюз М21 на твердотельных элементах. Однако на М60АЗ СУО еще не представляла собой единый комплекс - реально поражение цели с хода первым выстрелом оставалось весьма проблематичной задачей, несмотря на наличие лазерного дальномера, баллистического вычислителя и двухплоскостной системы стабилизации орудия. Как и на М60А1 (PASSIVE), на М60АЗ имеются взаимозаменяемые активные и пассивные модули приборов ночного видения.

Ствол пушки танка М60АЗ оснащен теплоизоляционным кожухом. С целью маскировки машины на поле боя в МТО смонтирована термодымовая аппаратура (ТДА). В дополнение к ТДА по бортам башни М60АЗ монтируется по одному блоку дымовых гранатометов М239 (шесть в блоке). М239 представляют собой адаптированные к установке на М60 английские гранатометы, используемые на основном боевом танке Чифтен.


Серийное производство М60АЗ началось в 1978 году Всего было изготовлено 1811 танков этой модификации, из которых более 1200 единиц поставили в третьи страны.

МОДЕЛЬ К

Неудачи с ракетными башнями привели к еще одной попытке усилить огневую мощь Паттона - установить на него экспериментальную башню с перспективным 120-мм орудием Дельта. Однако разработку данного варианта пришлось аннулировать по причине нехватки финансов направленных на другие проекты и войну во Вьетнаме.

Проект танка М60 со 120-мм орудием известен как модель К. Была изготовлена, по меньшей мере, одна башня К с такой пушкой.


Танк М60 с макетом башни с 152 мм орудием/пусковой установкой ХМ150 (Модель К). Башню предполагалось оснащать полуавтоматической системой заряжения. На башенке командира предполагалось установить дистанционно-управляемый пулемет.


Модель башни с 120-мм орудием Дельта.

М60АЗ TTS

С 1979 года выпускался вариант М60АЗ TTS (Tank Termal Sight), оснащенный тепловизионным прицелом наводчика AN/VSG-2, имеющим окулярную отводку тепловизионного канала к командиру (полигонные испытания новый прицел проходил еще в 1977 году на танках М60 в Форт-Нокс и Юме). На башне танка появилась мачта с датчиками атмосферных параметров, информация от которых вводилась в баллистический вычислитель автоматически.

СУО представляла собой единый комплекс гораздо в большей степени, чем на танках более ранних моделей. Автоматический контур системы управления оружием состоит из танкового баллистического вычислителя М21, командирского прицела-дальномера AN/WG-2, прицела наводчика AN/VSG-1 (установлен вместо прицела М35Е1), стабилизатора оружия, баллистического привода М10А4 и датчиков атмосферных параметров. Прицел командира М36Е1 и вспомогательный прицел наводчика с вычислителем не связаны.

Модернизация танков М60А1, находившихся на вооружении армии США, до уровня М60АЗ TTS началась в 1981 году.

Танки М60 с динамической защитой

В 1982 - 1983 гг. лаборатория баллистики Абердинского полигона проводила изучение возможности усиления защищенности танка М60 от ПТУР с кумулятивной боевой частью путем установки навесной динамической защиты. Испытания машин с динамической защитой были начаты на Абердинском полигоне в июле 1985 года. С 1988 года танки М60АЗ Корпуса морской пехоты США стали оснащаться динамической защитой.


М60АЗ Корпуса морской пехоты США с динамической защитой

M 60 A 1 RISE с установленной ДЗ. (Источник фото http://www.primeportal.net/tanks/greg_smith/m60a1_rise_era/)

На базе танков М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, саперный танк М728 (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебедку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2Х1,2 м).

М60 с увеличенной огневой мощью

В середине мая 2001 г. странам, использующим танк М-60, были показаны танки этой серии, модернизированные путем установки новой пушки и аппаратуры СУО. Программа АВ9В1 разработанная конструкторским бюро King Abdullah and Development Bureau (KADDB ) с участием американских и швейцарских сотрудников.

Предлагаемая модернизация имеет три уровня:

Уровень 1 - установка интегрированной СУО фирмы Raythenon Technical Services на танки М-60А1 или А3/А3ТТ S при сохранении пушки М68 (105-мм, нарезная). Практический показ совершенствований данного уровня привел к уменьшению времени реакции экипажа в 3 раза. Было произведено 5 выстрелов за 31 секунду и обеспечены попадания в 3 цели на дальности 1500 м.

Уровень 2 - установка интегрированной СУО и новой 120-мм гладкоствольной компактной пушки L 50 разработанной швейцарской фирмой RUAG Land Systems .


M60 A9B1 (Daniel Machacek, 2002)

Работы по решению этого вопроса должны были быть решены к концу лета 2001 года.

Уровень 3 - повышение живучести и улучшение ходовой части:

  • дополнительное решение по броневой защите;
  • установка устройства оповещения о лазерном облучении;
  • установка двигателя мощностью 950 л.с.;
  • установка более совершенной трансмиссии;
  • установка гидропневматической подвески.

Продолжение разработок по модернизации танка М-60 уровень 2 проводилось конструкторским бюро KADDB проект АВ9С5 в рамках программы Merlin с ожиданием показа на выставке IDEX в Абу-Даби в марте 2003 года.

Дальнейшее совершенствование предполагало:

  • возможность установки на башне четырехконтейнерного противотанкового управляемого ракетного комплекса;
  • разработку и установку новой башни Falkon -2 с вычислителем системы управления огнем, панель управления боем, ручные приводы и систему сопровождения цели для командира и наводчика.

Модернизация Sabra MkII

Фото H. Ufuk Aydıner (http://www.modelsitesi.com/referanslar/m60/index.htm)

Данная модернизация была предназначена для оперативных нужд конкретной страны, которой в данном случае оказалась Турция, заказавшая для своей армии модернизацию 170 танков М60 с пакетом Sabra MkII. В Турции модернизированная версия получила название M60T. Соглашение о модернизации между двумя странами было подписано в 2002 году, прототип первого модернизированного танка был поставлен в ноябре 2005 года. Модернизация Sabra MkII осуществлялась с 2007 по 2009 годы турецкой стороной из поставленных Израилем комплектов. Другое предложение о модернизации M60 под названием М60-2000 поступило в Турцию от General Dynamics Land Systems. В конечном итоге Турция заключила контракт с Израилем, а предложением General Dynamics Land Systems о модернизации M60 решил воспользоваться Египет.

Ключевым моментом в модернизации стала замена оригинальной 105-миллиметровой пушки на 120-мм гладкоствольную пушку MG253, основанной на пушке, разработанной Израильской Военной Промышленностью для основного боевого танка Merkava Mk III. Ствол оснащен термоизоляционным кожухом и эжектором для уменьшения износа и увеличения точности стрельбы путем снижения термоиндуцированного изгиба ствола. Пушка обладает большей дальностью стрельбы и большей проникающей способностью, чем оригинальная 105-мм пушка, установленная ​​ на ОБТ M60. Пушка способна стрелять стандартными 120-мм гладкоствольными боеприпасами НАТО, включая бронебойные подкалиберные снаряды. Боезапас составляет 42 снаряда.

Танк оснащается динамической защитой. Модульная броня может изменяться в зависимости от боевой обстановки и потенциальных угроз. Дополнительная защита обеспечивается двумя наборами из четырех дымовых гранатометов, расположенных на башне по обе стороны от пушки.

Система управления огнем состоят из гидравлического привода подъема ствола и электропривода горизонтального наведения. Танк оснащен компьютеризированной системой управления огнем Knight, поставляемой компанией El-Op Industries Ltd и Elbit Systems. Наведение пушки может осуществляться наводчиком или командиром.

Прицел наводчика оснащена перископическим восьмикратным дневным прицелом и прибором ночного видения с увеличением 5.3 компании El-Op. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. Безопасный для глаз лазерный (YAG) дальномер работает в диапазоне 200- 9,995 метров с точностью ± 5 метров.


Танк оснащен четырехтактным дизельным двигателем с турбонадувом с воздушным охлаждением AVDS-1790-5A от General Dynamics, развивающим мощность в 908 лошадиных сил при 2,400 оборотах в минуту, создавая при этом удельную мощность в 16.5 лошадиных сил на тонну. Трансмиссия состоит из автоматической коробки передач Renk 304. Sabra развивает максимальную скорость по шоссе в 48 км/ч (по некоторым данным, максимальная скорость составляет 55 км/ч) и разгоняется от 0 до 32 км/ч за 9.6 секунд. Запас хода на твердом грунте составляет 450 км.

Модернизация М60 для экспортных продаж фирмы Textron

На танке модернизированна защита, усилена огневая мощь (120 мм пушка), модернизировано СУО.
Танк адаптирован для применения в условиях городской местности, установлена ВСУ, камеры бокового и заднего обзора. Модернизация для экспортных продаж Textron.

На бортах башни установлены решетчатые экраны для защиты от РПГ.

Модернизация М60 с автоматической пушкой


На модернизированный танк установлена 25 мм дистанционно-управляемая автоматическая пушка LW25 и модуль с крупнокалиберным пулеметом. Танк максимально адоптирован для применения в условиях конфликтов малой интенсивности и боев в городе (фото http://www.tank-net.com/).

На танке модернизирована защита, усилена огневая мощь (120 мм пушка), модернизировано СУО. Танк адаптирован для применения в условиях городского боя.
На новых кадрах модернизированного М60 видна значительно усиленная для боев в городе огневая мощь. Кроме дистанционно управляемой установки с крпупнокалиберным пулеметам установлен модуль с компактной 25 мм пушкой LW25 разработки АТК.




Производство танка М60А1 ,1975 год (источник http://www.com-central.net)


Серийное производство танков М60 осуществлялось арсеналом фирмы Крайслер в Детройте с 1959 по 1987 год. Первые прототипы М60 были изготовлены на заводе в Делавере. Всего был выпущен 15 221 танк четырех модификаций: М60, М60А1, М60А2 и М60АЗ.

Серийное производство танка М60 было организовано с 1960 года по 1963 год на танковом заводе Детройтского арсенала. Общий выпуск составил 2205 единиц.

С 1962 года на заводе началось производство модели М60А1, которое продолжалось до 1980 года.

Всего за этот период было изготовлено 7948 танков М60А1, из них 5661 впоследствии (начиная с 1979 года) были модернизированы до уровня танка М60А3.

В период с 1972 года по 1974 год была выпущена сравнительно небольшая партия (540 машин) танков М60А2 с ракетно-пушечным вооружением. Модернизированный образец М60А3 производился с 1978 года по 1985 год. Из 1811 изготовленных танков свыше 1200 машин были поставлены в Египет, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Тунис, Австрию и Судан. Остальные танки были использованы для замены танков М60А2.

Кроме указанных выше стран, танки М60 и М60А1 экспортировались в Иран, Эфиопию, Северный Йемен и Оман. 300 танков М60А1 поставлены в Италию, где затем был налажен выпуск этих машин по лицензии.

К производству танков М60А3 кроме государственных, было привлечено большое число предприятий частных фирм. Специализированными заводами изготовлялись: Уотервилтский арсенал (штат Нью-Йорк) - 105-мм пушка М68; фирма Хьюз эйркрафт (г. Эль-Сегундо, штат Калифорния) - приборы системы управления огнем; фирма Лиэр Зиглер (г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган) - стабилизатор пушки; фирма Блоу-Нокс (г. Уиллинг, штат Западная Вирджиния) - литые корпуса и башни; фирма Теледайн (г. Маскегон, штат Мичиган) - двигатель AVDS-1790; фирма Аллисон (г. Индианополис, штат Индиана) - трансмиссия Кросс-Драйв; фирма ФМК (г. Аннистон, штат Алабама) - гусеница; фирма Грумман (г. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк) - система ППО.

Средний танк M60 - первый американский основной боевой танк. Разрабатывался с 1957 года и должен был превзойти по ТТХ советский танк Т-54. Разработчик - фирма Chrysler. Первые четыре прототипа, получившие обозначение XM60, были изготовлены в марте I959 года и прошли всесторонние испытания. Танк был стандартизирован 16 марта 1959 года как 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60. Вопреки расхожему мнению название "Fallon" и уж тем более "Patton IV", ему никогда не присваивалось. Серийное производство осуществлялось на заводе Detroit Tank Plant с 1960 по 1987 год. Изготовлено 15221 единица, включая инженерные машины и БРЭМ. В Италии фирмой ОТО Melara по лицензии изготовлено 200 танков модификации M60A1.

Танк M60 имеет традиционную компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную с некоторыми изменениями у танка M48A2. Лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка M48A2. Верхний лобовой лист имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64"; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления - 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм. Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте имеется люк со сдвижной крышкой (перед поворотом она приподнимается). Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора, средний из которых взаимозаменяем с ПНВ M36. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка - гнезда из алюминиевого сплава для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд расположено слева от сиденья, 11 - справа), непосредственно за креслом размешен блок из 6 аккумуляторных батарей.

Башня заимствована у танка M48A2 с незначительными изменениями. На крыше башни установлена новая командирская башенка M19 увеличенных размеров, создающая лучшие условия для работы командира в танке. Башенка снабжена смотровыми приборами, обеспечивающими командиру танка круговой обзор, и ручным приводом.

Основным вооружением танка является 105-мм танковая пушка М68 с кониентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Углы вертикального наведения пушки - от -10" до -1-20". Механизмы наведения имеют злектрогидравлические и ручные приводы. Управление электромеханическими механизмами осуществляется командиром танка и наводчиком со своих пультов управления с помощью рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни - 24 град/с., наведения пушки в вертикальной плоскости - 4 град/с. Пушка не стабилизирована. Заряжание - ручное, с механизмом досылания.

Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 унитарных выстрелов (26 размещены в отделении управления. 34 - в боевом отделении) со снарядами пяти типов: бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60", компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456, бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкодеформируемой головной частью, снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами и дымовой снаряд M416. Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1478 м/с.

Помимо пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемёт M73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемёт M85 (углы вертикального наведения от -15° до +60"), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемёта имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.

На танке M60 установлен монокулярный прицел-дальномер M17C, которым пользуется командир танка. Дальномер базой 2000 мм имеет 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели дальномером M17C - 500-4000 м; корпус прицела-дальномера связан с орудием параллелограмным механизмом. В отличие от стереоскопического (как у M48), у которого определение дальности производится совмещением двух изображений, монокулярный дальномер более прост в эксплуатации, при работе с ним не требуется хорошее зрение и длительная тренировка.

Наводчик пользуется перископическим прицелом M31 и телескопическим шарнирным прицелом M105C. Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел M44C, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

В СУО танка M60 входит баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка M48A2, и баллистический привод M10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел. Баллистический вычислитель воздействует на сетки прицела и прицел-дальномера и автоматически устанавливает их в положение, соответствующее замеренной дальности. Поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внещней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.

Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута M28A1 и квадранта M13A1, которые усовершенствованы по сравнению с такими же приборами танка M48A2. В командирской башенке имеется пулеметный прицел M71-28C, предназначенный для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям, и прибор наблюдения M34.

На танке M60 установлен 12-цилиндровый четырёхтактный V-образныи дизель воздушного охлаждения с турбонаддувом AVDS-1790-2 фирмы Continental. Мошность двигателя 750 л.с. при 2400 об/мин. Основным его преимуществом является значительное снижение расхода топлива по сравнению с бензиновым двигателем танка M48A2. Кроме того, он герметизирован и может работать в воде. Двигатель в моторно-трансмиссионном отделении устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD850-6 вдоль продольной оси танка. МТО танка M60 снабжено теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов.

Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жaлюзи. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до - 30"С. Вспомогательный двигатель для привода зарядного агрегата на этом танке не установлен. Суммарная ёмкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

Подвеска танка M60 аналогична подвеске танка M48A2, за исключением незначительных изменений внесенных в ее конструкцию. В частности, на танках M60 исключены натяжные ролики, использованы более жесткие торсионные валы, позволившие несколько увеличить клиренс танка, опорные (кроме крайних) и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на первом и шестом опорных катках смонтированы ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Опорные катки (по шесть на 6opт) - двускатные, обрезиненные, со съемными дисками, их динамический ход - 206 мм. Катки взаимозаменямые с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют резиновые бандажи. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров приварены к корпусу. Ведущие колеса - со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм - с полностью обрезиненными траками Т97 и резинометалическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет полторы-две тысячи км.

Радиооборудование танка состоит из одной УКВ радиостанции AN/GRC-3 (или AN/GRC-4.5,6.7 или 8), обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 32-40 км и танкового переговорного устройства AN/VIA-4 с гнездом подключения полевого телефона. Кроме того, на M60 может устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемым авиацией.

Танк M60 оснащён фильтро-вентиляционной установкой E37P1, такой же как у M48A2, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней, рентгенметром, автоматической системой ППО и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа). Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

Модификации
M60 - первый серийный вариант. Боевая масса танка 49,71 т. Серийное производство с 1960 по 1962 год. Изготовлено 2202 единицы.

M60A1 (1962 г.) - новая несимметричная относительно продольной оси литая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной снарядостойкостью (толщина лобовой брони - 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении; усовершенствованная СУО, в которую включен комплект инфракрасных приборов наблюдения и прицелов, обеспечивающих ведение стрельбы ночью. Для механика-водителя предусмотрен инфракрасный перископический прибор М24. для наводчика - инфракрасный перископический прицел М32 восьмикратного увеличения, который устанавливается на месте дневного прицела М31; для командира - ИК-прицел М36 восьмикратного увеличения и инфракрасный бинокль ХМ18, для заряжающего - перископический прибор ночного видения М37.

Подсветка приборов ночного видения осуществлялась многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1 мощностью 2,2 кВт, смонтированным на маске пушки. Включение и выключение лампы прожектора, выбор фильтра и угла рассеивания производятся наводчиком или командиром танка с помощью пульта управления, расположенного около их сидений. Рулевое колесо заменено Т-образным рычагом, изменено расположение некоторых органов управления и контрольных приборов, применены новый гидропривод тормозов силовой передачи и механический остановочный тормоз; введены телескопические амортизаторы на первый, второй и шестой опорные катки ходовой части.

После 1965 года, в СУО введен новый электрический баллистический вычислитель М16, который учитывает данные прицел-дальномера, поправки на падение начальной скорости вследствие износа канала ствола пушки и рассогласование оси канала ствола и нулевой линии прицеливания. Суммарная поправка вычислителем М16 автоматически вводится в перископический прицел наводчика и прицел-дальномер командира танка. С 1972 года устанавливается элeктpoгидpaвлический стабилизатор вооружения в двух плоскостях (Add-On Stabilization - AOS), с 1974 года - гусеница М142 со съемными резиновыми подушками, с 1975-го - двигатель AVDS-1790-2C (программа RISE - Reliability Improved Selected Eqipment).

В вариант M60A1 (RISE) переоборудовались машины модели M60A1 (AOS). С 1977 года танк оснащается пассивными приборами ночного видения на электронно-оптических усилителях изображения. Такие приборы - M36E1 - устанавливались на командирской башенке и у механика-водителя вместо среднего перископа. Прибор ночного видения М36Е1 является модификацией прибора М36 с заменой активного ИК-модуля ночного видения на пассивный электронно-оптический. Активный и пассивный модули взаимозаменяемы. поэтому сохранялась возможность использования тепловизионного канала, для чего на танке был сохранен ксеноновый прожектор. Кроме того, машина оснащалась усовершенствованными устройствами преодоления по дну водных преград. В состав оборудования для подводного вождения входила воздухопитающая труба-лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление движения по дну выдерживалось с помощью гирополукомпаса. Эти машины получили обозначение M60A1 (RISE/PASSIVE). С 1962 по 1980 год изготовлено 7849 танка модификации M60A1.

M60A2 (1972 г.) - танк огневой поддержки. Установлена новая литая башня сложной конфигурации. Вооружение: 152-мм малоимпульсное орудие-пусковая установка M162, способное вести огонь как обычными снарядами, так и ПТУР MGM51C Shillelagh, спаренный пулемет M73 и зенитный пулемет M85. Боекомплект: 33 выстрела и 13 ПТУР. Боевая масса 46,332 т. С 1972 по 1975 года изготовлено и переоборудовано из танков M60A1 526 единиц.

M60A3 (1978 г.) - установлена СУО, включающая лазерный дальномер AN/VVG-2, электронный баллистический вычислитель M21, перископический комбинированный (с дневным и ночным каналами) прицел/прибор наблюдения M36E1 и восемь стеклоблоков М41, установленных в командирской башенке. Лазерный прицел-дальномер установлен на посадочные места оптического дальномера М17. Для визирования цели и выхода лазерного излучения используется правая броневая головка, оставшаяся от оптического дальномера. Лазерный дальномер оснашен выносным пультом управления, установленным у наводчика. У наводчика имеются основной комбинированный прицел М35Е1 и вспомогательный телескопический прицел M105D, аналогичный использовавшимся на более ранних моделях M60. Установлены взаимозаменямые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсветка ИК-приборов осушествляется с помошью ксенонового прожектора AN/VSS-3A, имеющего меньшие размеры и потребляемую мошность по сравнению с прожектором AN/VSS-1 танка M60A1. Особенностью прожектора AN/VSS-3 является использование гибкого металлического отражателя, позволяющего плавно изменять ширину луча в пределах от 1° до 7". Введен теплозащитный кожух пушки, установлен спаренный пулемет M240, два шестиствольных дымовых гранатомета M239, двигатель AVDS-1790-2C. ТДА, с 1987 года - быстродействующая система ППО. Боевая масса 52,62 т. Изготовлено 1811 единиц, 5661 переоборудовано из танков M60A1.

M60A3 TT S (1979 г.) - TTS (Tank Termal Sight) - установлен тепловизионный прицел наводчика AN/VGS-2. Автоматический контур системы управления оружием включает танковый баллистический вычислитель M21, командирский прицел-дальномер AN/VVG-2, прицел наводчика AN/VSG-1 (установлен вместо прицела М35Е1), стабилизатор оружия и баллистический привод М10А4, датчики атмосферных параметров. Прицел командира M36E1 и вспомогательный прицел наводчика с вычислителем не связаны.

M60A3 ERA (1988 г.) - танки M60A3 Корпуса морской пехоты США, оснащенные динамической зашитой (ERA - Explosive Reactive Armour). Комплект навесной ДЗ состоит из 49 металлических коробок М1 и 42 коробок М2, заполненных ВВ. Масса танка возрастает на 1,8 т. Оборудовано 170 единиц.

M60A4 - неосуществленный проект модернизации танков M60 по заказу Национальной гвардии США. Программа предусматривала модернизацию 12 танков в 1989 году, 48 - в 1990-м и 120 - в 1991-м, с последующим выходом на уровень 450 машин в год. Предполагалось, что танк M60A4 будет вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, на нем планировалось установить новый дизель мощностью 1050 л.е., автоматическую трансмиссию, накладную броню, низкопрофильную командирскую башенку, усовершенствовать ходовую часть и воздушные фильтры. По финансовым причинам программа была аннулирована.

Произиодство танков M60 завершено. Боевые машины семейства M60 составляли основу танкового парка армии и морской пехоты США в 1960-е и 1970-е годы и широко экспортировались. В составе американских войск танки серии M60 в боевых действиях практически не участвовали. Исключение - высадка нескольких M60A1 Корпуса морской пехоты на о.Гренаду в 1983 году и участие нескольких десятков танков M60A3 в операции "Буря в пустыне" в 1991 году. Во Вьетнаме использовались лишь инженерные танки M728 и мостоукладчики M60AVLB.

Танки второго поколения M60A1 в период 1960-1970-х годов обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, а их хорошая приспособленность к эксплуатации в различных климатических зонах, техническому обслуживанию и ремонту в полевых условиях, а также относительно невысокая стоимость обусловили их широкое распространение в армиях многих стран.

К концу 1970-х годов, несмотря на многократную модернизацию, приведшую к увеличению массы машин, по уровню зашишенности и подвижности даже последние образцы - танки M60A3 - перестали удовлетворять возросшим требованиям. Возникла необходимость перехода к танкам следуюшего, третьего поколения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА M60A1
БОЕВАЯ МАССА, т: 52,61.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9436, ширина - 3632, высота (по перископу на командирской башенке) - 3264, клиренс - 389. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М68 калибра 105 мм, 1 пулемет М73 калибра 7,62 мм, 1 пулемет М85 кштбра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 63 выстрела, 5950 патронов калибра 7.62 мм, 900 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: монокулярный прицел-дальномер M17A1, телескопический прицел M105D, перископический прицел командира М28С.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 120. борт - 50-76, корма - 44. крыша - 57, днище - 20-50, башня - 25-180.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental AVDS-1790-2C. 12-цилиндровый, дизельный. V-образный, воздушного охлаждения; мошность 750 л.с. (550 кВт) при 2400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: GMC CD-850-6, гидромеханическая типа «Кросс-Драйв», включающая в себя первичный редуктор, комплексный гидротрансформатор, гидромеханическую планетарную трехскоростную коробку передач, механизм поворота дифференциального типа с двойным потоком мощности, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м. 2-м и 6-м узлах подвески; гусеница шириной 710 мм обрезиненная с РМШ параллельного типа и съемными асфальтоходными подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.
ЗАПАС ХОДА, км: 480.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: утол подъема, град. - 30. ширина рва. м - 2.6. высота стенки, м - 0.91, глубина брода, м - 1,2 (с ОПВТ - 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: УКВ телефонная, симплексная радиостанция AN/VRC-12, переговорное устройство.


Разработка танка М60 была начата в феврале 1957 г., стимулом для начала работ стало появление в советских танковых войсках танка Т-54, превосходившего американский М48 по всем показателям.
В марте 1959 г. был готов первый вариант танка, классифицированный как М60, стандарт «А». Контракт на производство первых 180 машин министерство обороны США подписало с фирмой «Chrysler» в июне 1959 г., a уже через два месяца был подписан следующий контракт на 720 машин.
Танк М60 завершает линию развития американских средних танков M26, M46, M47 и M48. Многие технические решения М60 заимствованы конструкторами y M48A2, a целый ряд деталей и узлов этих танков взаимозаменяемы. Без изменений остались и основные компоновочные решения. Это объясняется стремлением использовать оборудование заводов, выпускавших танк М48А2.
Вместе с тем танк М60 существенно отличается от своего предшественника по вооружению, силовой установке и бронированию.
Бронирование танка М60 усилено прежде всего за счет увеличения толщины брони в наиболее уязвимых местах. Использован также такой способ усиления броневой защиты, как расположение броневых деталей с большими углами наклона к вертикали. Это относится как к корпусу танка, так и к его башне.

Танк М60 вооружен английской нарезной 105-мм пушкой L7, стандартизованной в США под маркой М68 и изготавливавшейся там по лицензии.
Конструкция затвора, противооткатных устройств и установка пушки в башне выполнены, как на М48. Эжекционное устройство для удаления пороховых газов смещено к средней части ствола. Дульный тормоз отсутствует. Предусмотрена быстрая замена ствола пушки в полевых условиях.
Механизмы наведения с электрогидравлическими приводами заимствованы у танка М48 без существенных изменений.
В боекомплект пушки входят выстрелы унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов: бронебойный подкалиберный снаряд М392, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°, кумулятивный снаряд М456, бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ, снаряд с готовыми стреловидными убойными элементами М494 и дымовой снаряд M416.
Боекомплект танков первой серии состоит из 60 выстрелов (у M60A1 (A3) – 63 выстрела) и размещен в бортовых нишах корпуса, в левом борту башни и в носовой части корпуса. Заряжание пушки производится вручную с использования механизма досылателя выстрела.

Для наводчика предусмотрен новый перископический прицел с переменным увеличением (от 8 до 1). Прицел для пулемета выполнен отдельно, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Вторым прибором наводчика является телескопический шарнирный прицел с аналогичным диапазоном увеличения. Прицел для ночной стрельбы (инфракрасный) объединен в одном корпусе с перископическим прицелом. К маске пушки прикреплен прожектор, который может освещать местность обычным светом и инфракрасными лучами.
Для командира под крышей башни установлен монокулярный нерасстраивающийся прицел-дальномер. В отличие от стереоскопического (на М48), y которого определение дальности производится совмещением двух изображений, монокулярный дальномер более прост в эксплуатации, при работе с ним не требуется хорошее зрение и длительная тренировка.
Баллистический вычислитель воздействует на сетки прицела и прицела-дальномера и автоматически устанавливает их в положение, соответствующее замеренной дальности. Специальный датчик автоматически вносит поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости (вследствие износа), наклон цапф, внешнюю температуру.
Для командира предусмотрена вторая рукоятка управления механизмами наведения. Командир располагает своей системой управления огнем и может произвести выстрел вместо наводчика.

Пулеметное вооружение танка представлено спаренным с пушкой пулеметом калибра 7,62-мм и универсальным пулеметом калибра 12,7 мм, установленным в командирской башенке. Для ведения стрельбы из этого пулемета предусмотрены перископический прицел (в крыше башенки) и простые механизмы наведения, приводимые от руки. Пулеметы имеют укороченные ствольные коробки и сменные стволы.
Впервые в послевоенном американском танкостроении на танке М60 установлен дизельный двигатель – 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом AVDS-1790–2 фирмы «Континенталь». Двигатель имеет систему воздушного охлаждения, его мощность 750 л. с. при 2400 об/мин. Для запуска двигателя в условиях низких температур имеется подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах до -30°С.
С двигателем сблокирована гидромеханическая трансмиссия CD 850–6 типа «Кросс-Драйв», состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.
Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, однако в ее конструкцию внесены некоторые изменения.

Опорные катки (кроме крайних), поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров приварены к корпусу.
Амортизаторы в танках М60 не устанавливаются, крайние опорные катки имеют пружинные ограничители хода балансиров. Использованы торсионные валы более жесткие, чем в танках М48. Обрезиненная гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину 710 мм.
Производство танка М60 в его первоначальном исполнении продолжалось только 2 года и уже в 1962 г. с конвейеров стали сходить танки M60A1, ставшие на долгое время основными танками американских бронетанковых соединений.
Танк этой модификации имеет башню новой конструкции, обеспечивающую лучшую противоснарядную стойкость. Для повышения точности стрельбы пушка снабжена электрогидравлической системой стабилизации в двух плоскостях наведения. Ее боекомплект увеличен на 3 выстрела. С 1975 г. на производящихся серийно танках M60A1 стали устанавливать новый дизель AVDS-1790–2G RISE, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным сроком службы.

Танк M60A1 находился в производстве до 1980 г. и был сменен следующей модификацией М60А3 (модификация М60А2 представляет собой ракетно-пушечный танк), которая отличается главным образом повышенной точностью стрельбы за счет стабилизации пушки и введения усовершенствованной системы управления огнем, включающей лазерный дальномер AN/WG-2 и электронный баллистический вычислитель M21.
В зарубежной печати отмечалось, что вероятность попадания в неподвижную цель (размером 2,3х2,3 м) на дальности 2000 м у танка М60АЗ составляет около 70 процентов, тогда как у M60A1–23 процента.
Пассивный ночной прицел наводчика заменен тепловизионным прицелом AN/VSG-2, имеющим лучшие характеристики и позволяющим обнаруживать цели на больших дальностях.
Вместо ненадежного спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M219 установлен бельгийский пулемет такого же калибра (получил обозначение М240). На ствол пушки надет теплоизоляционный чехол.
Для постановки дымовых завес могут использоваться гранатометы М239, смонтированные по бортам передней части башни, и термодымовая аппаратура (в выхлопную систему двигателя впрыскивается топливо).
Танк оборудован фильтровентиляционной установкой, автоматической системой пожаротушения и средствами радиосвязи.

До 1982 г. планировалось изготовить 1696 новых танков М60А3 и доработать до их уровня находящиеся в войсках 1700 танков M60A1.
Танки М60 экспортировались во многие страны мира, в том числе: Израиль (1400 машин разных модификаций), Египет (700 M60A1 и 753 М60А3), Иран (около 200 M60A1), Италию (300 M60A1), Саудовскую Аравию (около 250 М60А3), Австралию (170 М60А3) и другие страны.
В некоторых из этих стран танки прошли модернизацию, существенно повысившую их боевые свойства. Например, в Израиле для повышения защищенности на танк установили комплекты динамической защиты, сделавшие его практически неуязвимым от состоящих на вооружении многих арабских стран советских ПТУР «Малютка» и кумулятивных мин РПГ-7.
Шасси танка М60 использовано для создания ряда боевых и вспомогательных машин, в том числе инженерной машины разграждения М728 (выпущено 312 единиц) и мостоукладчика AVLB (выпущено 400 единиц). Машина М728 снабжена бульдозерным отвалом и вооружена 165-мм короткоствольным орудием, в боекомплекте которого имеются снаряды, предназначенные для подрыва разного рода заграждений. Вес машины составляет 52,1 т.

27-02-2017, 13:54

Всем привет, дорогие друзья! Сегодня в гайде мы с вами со всех сторон рассмотрим еще один уникальный танк, который давали только за игру на глобальной карте. На нашем портале уже есть гайды по , а значит пришло время разобрать специальный американский средний танк 10 уровня – перед вами гайд по М60 !

По сути, М60 World of Tanks является аналогом исследуемого среднего танка 10 уровня - , который появился в нашей игре уже довольно давно и по ходу статьи мы периодически будем сравнивать этих братьев по нации. А сейчас давайте начнем знакомиться с сегодняшним нашим гостем поближе.

О танке

Американский М60 танк является уникальным, а значит на него можно пересаживать экипаж с любого американского среднего танка без штрафа и иметь дополнительный опыт экипажу по итогам любого боя, в общем все как у премиум техники, только без дополнительного фарма кредитов.

Смотря на М60 в WoT , можно с легкостью разглядеть старого доброго Паттона, визуальные отличия заключаются в том, что М60 имеет прожектор на башне и немного измененную форму корпуса. Мы надеемся, что в будущем ему заменят башню и у нас в игре будет уже М60А1. Отличий в ТТХ также немного и они не могут сделать из М60 новый танк, а лишь делают улучшенный аналог, но обо всем по порядку.

ТТХ M60 в World of Tanks


В обновлении 1.0.1 М60 весьма хорошо апнули и получался хороший отличный по геймплею от М48А5 танк.

Как полагается, начинать знакомство с машиной мы будем с того, что у нашего американца есть стандартный по меркам СТ-10 запас прочности, а также невероятно хороший базовый радиус обзора в 420 метров.

Бронирование М60

Касательно парметров бронирования все неплохо, но действительно крепкой эту машину не назовешь. Начнем с того, что у M60 характеристики бронирования лба корпуса хуже, чем у его прокачиваемого собрата. Другими словами, ВЛД в приведенке достигает примерно 230 миллиметров, что не так уж и плохо, но техникой десятого уровня пробивается без особых проблем.

Башня у M60 World of Tanks бронирована лучше, но это только если смотреть на голые цифры. Несмотря на то что этот элемент танка имеет закругленную форму, все же наклоны брони тут поменьше, и во лбу большая часть башни имеет толщину тоже в районе 230 мм, ну а в самых скошенных местах это значение вырастает до примерно до 300 миллиметров, то есть рикошеты возможны. Однако тут еще нужно помнить об огромной и очень уязвимой командирской башенке, в которую нас будут пробивать без проблем.

Если же обращать внимание на боковую проекцию, как и положено, тут средний танк М60 защищен гораздо хуже. Заезжая нам в борт любой встреченный на поле боя враг будет без труда наносить урон и даже при довороте корпуса топовые орудия смогут нас пробивать.

С точки зрения подвижности, все тоже достойно уважения. Максимальную скорость M60 танк WoT получил слабоватую, но в динамике мы не уступаем даже советским СТ-10, да и с маневренностью в нашем случае дела обстоят не хуже.

Орудие M60

Итак, у M60 орудие имеет хороший и в то же время стандартный по меркам большинства одноклассников альфастрайк, а также хорошую скорострельность, благодаря которой можно наносить почти 2700 единиц чистого урона в минуту (примерно на 150 ниже, чем у M48A1 Patton).

С пробитием в нашем случае ситуация очень хорошая, M60 World of Tanks способен без труда пробивать большинство оппонентов, но для того, чтобы наносить урон тяжело бронированной технике в лоб придется либо заряжать голду, либо просто заезжать оппоненту в борт, что при нашей подвижности более чем реально.

Точность в нашем случае стала комфортнее, чем у родственника, и это очень приятно. Как видите, разброс американский средний танк M60 имеет неплохой, хотя и не лучший, но зато скорость сведения в нашем случае превосходная, да и стабилизация на высоте.

Последнее, о чем стоит знать - M60 WoT является обладателем комфортных углов вертикальной наводки, ствол у него гнется вниз на 9 градусов и это тоже очень приятно.

Преимущества и недостатки М60

Чтобы понять принцип игры на данном танке, понять, стоит ли отдавать ему предпочтение при выборе среди прочей техники за ГК, важно понимать основные сильные и слабые стороны M60 World of Tanks . Чтобы вам было проще ориентироваться, давайте разберем эти нюансы отдельно.
Плюсы:
Превосходная дальность обзора;
Хорошая подвижность;
Высокий урон в минуту;
Достойная точность и стабилизация;
Отличное бронепробитие;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Большие габариты танка;
В целом посредственное бронирование;
Огромная уязвимая командирская башенка.

Оборудование для M60

Как все вы знаете, установкой дополнительных модулей можно как нивелировать слабые стороны танка, так и усилить уже имеющиеся преимущества. В нашем случае все внимание будет уделяться именно второму аспекту, то есть на танк M60 оборудование следует ставить следующее:
1. – несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден.
2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее.
3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка.

Обучение экипажа на М60

Не менее важным аспектом, и уж точно более ответственным, будет прокачка экипажа. Выбору умений всегда нужно уделять много внимания, так как каждый перк может очень сильно повлиять на ваш комфорт в бою и если говорить глобально, даже решить исход сражения. Таким образом, для M60 перки лучше учить в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Мой выбор:

Снаряжение для M60

С расходниками ситуация всегда гораздо более простая, ведь их выбор заранее известен, так как тут можно действовать по стандартам. Если вы не хотите уходить в сильный минус по серебру, можете ездить с , , . Но когда с запасами кредитов все в полном порядке и нет нужды экономить, гораздо эффективнее возить на M60 снаряжение в виде , , . Боле того, горит наш американец не так уж часто, а это значит, что последний вариант можно заменить на .

Тактика игры на M60

В бою мы будем придерживаться стандартов игры на М48А1, но теперь, благодаря повышенной точности можно позиционировать себя как снайпера. Другими словами, для М60 тактика может предполагать ведения боя на больших дистанциях и позиционирование на второй или даже третьей линии.

Давать активный засвет, как B-C 25t. мы не можем, но вот пассивный свет обеспечиваем отлично. Кроме того, средний урон в 390 единиц у М60 World of Tanks дает нам возможность отлично работать в паре с советскими средними танками, а отличные УВН позволяют максимально пользоваться рельефом местности, но не стоит забывать про размеры танка, его довольно сложно спрятать за обычной кочкой или небольшим камнем.

Отличная стабилизация орудия позволяет M60 WoT играть в "качели" с противниками используя рельеф карты и не принимать снаряды вражеских орудий своей башней, что из-за не самой хорошей стабилизации нам приходилось делать на М48А5.

К сожалению, прожектор на башне не дает нам дополнительных метров к обзору, но и не является материальной частью танка, а значит стреляя в него, урон нам не нанесут. Американский средний танк М60 очень страдает от прямых попаданий артиллерии, при попадании снаряда в борт, мы гарантированно теряем примерно одну тысячу прочности, а при попадании в корму не исключена вероятность прохождения полного урона, а именно двух тысяч очков прочности. Этого достаточно, чтобы отправить наш танк в ангар. Если же «чемодан» попадает вам в лоб, то остается надеется только на ВБР.

Подводя итог, можно сказать, что М60 танк лучше всего чувствует себя на 3-ей линии. Мы либо стоим в кустах и играем в "невидимого снайпера", либо занимаем позицию для пассивного засвета и исключаем свою возможность нанесения урона по врагу.

Самым оптимальным решением является комбинирование этих стилей, к примеру, в начале боя M60 WoT может занять позицию и обнаружить противника, чтобы стреляла наша команда, а затем дождаться подхода союзников на 1-ую линию атаки и уже аккуратно расстреливать врага или продвигаться вперед с поддержкой команды, но оставаясь слегка позади.

Итог

Теперь М48А5 Patton III и М60 стали отличными друг от друга. Если у прокачиваемого американца есть броня и ДПМ, то танк за глобальную карту имеет лучшую динамику и точность. Единственно чем одни остаются схожи - это внешний вид. Поэтому М60, как приз за ивент на ГК снова стал актуален.

Танк М60 обзор американский основной боевой фото , периода «холодной войны» - можно считать четвертым поколением семейства Pattonов или их прямым потомком. Будучи изначально разработан как ответ на совершенствование советских танков, М60 остается на вооружении до сих пор. Не зря построено более 15 000 машин.

Танк М60 обзор американский основной боевой фото

Танк М60 принят иа вооружение в 1960 г. В ходе вьетнамской войны использовалось относительно небольшое количество М60, также они приняли участие в войне Судного дня 1973 г. в составе армии обороны Израиля. Кроме того, они участвовали в боях ирано-иракской войны и в операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Несмотря на преклонный возраст, дальнейшие модернизации позволили М60 поддерживать паритет с советскими образцами, сравнительно продолжительное время. К примеру в связи с применением в 1990-е гг. новых усовершенствованных противотанковых средств, на М60А3 снаружи основной брони крепили элементы динамической зашиты. Эта дополнительная защита сосредоточена в основном на башне и лобовых листах корпуса.

американский танк М60АЗ с динамической защитой фото

В 1956 г. разведывательные данные полученными указали на разработку в СССР нового основного боевого танка, кардинально превосходящего по показателям предыдущие Т-54/55. Группа исследователей и конструкторов США пришла к выводу, что имеют еще большой запас для внедрения дальнейших усовершенствований. Была запущена программа глубокой модернизации.
Производство М60 пришлось на самый разгар «холодной войны». Конструкция выполнена на основе , несмотря на то что последний как раз считался слабым для противостояния с советскими машинами нового поколения. М48 обладал недостаточным запасом хода, высокой пожароопасностью, излишней массой при сравнительно слабом бронировании. Существенно улучшенный М60 был принят на вооружение в 1960 г. и стал основой американского танкового парка на следующие 20 лет - вплоть до принятия на вооружение . Производство М60 прекращено только в 1987 г.

Американские средние танки M60A3 Patton на учениях REFORGER фото

Основной американский танк М60 , как и машины семейства Patton, имеет классическую схему компоновки с размещением отделения управления в передней части корпуса, боевого отделения с вращающейся башней в средней часта и моторно-трансмиссионного - в задней части.
Первоначально башня М6О была аналогична башне М48 полусферической - точнее, эллиптической - формы. Однако на модификациях А1 и A3 башня получила вытянутую и зауженную в передней части форму, увеличившую ее бронестойкость, толщина брони до 127 мм. На модификации М60А1 устанавливался мощный прожектор, используемый в видимом и инфракрасном диапазоне, но на танках М60А3 от него отказались.

танк М6О имеет лазерный дальномер и дымовые гранатометы фото

Командир, наводчик и заряжающий размещаются в башне, наводчик слева от пушки впереди, командир позади и выше него, заряжающий - справа от пушки у ее казенника. Механик-водитель размещается в передней части корпуса на месте, сдвинутом влево от оси корпуса, под прикрытием 150-мм лобовой брони, для обзора местности использует три перископических прибора наблюдения и инфракрасный прибор ночного видения. Наводчик использует перископический прибор, смонтированный в крыше башни, который может заменяться инфракрасным прибором ночного видения. Командир использует восемь перископических приборов наблюдения, установленных по периметру вращающейся командирской башенки.

рабочее место командира танка

  1. Командир может принимать на себя управление вооружением, наводить пушку по вертикали и вести огонь из нее, поворачивать башню, сопровождая орудием движущуюся цель. Он размещен в башне позади и выше наводчика, так же может вести огонь из пулемета, установленного в командирской башенке
  2. Лазерный дальномер: Лазерный дальномер посылает световой импульс и, получив отраженный от цели сигнал, определяет дальность (дистанцию) до нее - для увеличения точности наводки основного вооружения.
  3. Ночной прицел усилительного типа может использоваться с подсветкой цели инфракрасным прожектором; в более поздних модификациях основным прицелом стал тепловизионный, в такой подсветке не нуждающийся. Ночной прицел 105-мм пушки, прицел наводчика и командира связаны,позволяет им видеть то же, что видит в окуляр то или другой, в ночных или дневных условиях.
  4. Командир может принимать управление вооружением на себя.
  5. Ночной прицел усилительного типа, подсветка цели может осуществляться инфракрасным прожектором, позднее прицел заменили на тепловизионный.
  6. Подвесной полик башни на фото, вращается вместе с ней, при этом экипаж может мгновенно ориентироваться внутри танка.

Краткий обзор американского основного боевого танка М60 фото

Танк М60 обзор американский основной боевой танк фото вооружение

  • Ha М60, как и на машинах ряда других государств, установлена 105-мм пушка М68, лицензионная копия британской пушки L7A1.
  • 12,7-мм крупнокалиберный пулемет М85. установленный в командирской башенке,
  • дополнен 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, иногда - еще одним 7,62-мм возле люка заряжающего.
  • По бортам башни установлены шесть дымовых гранатометов.
  • Огонь из мощной 105-мм пушки М68 могут вести наводчик или командир, оба могут управлять поворотом башни М60.

Танк М60 силовая установка AVDS-1790-2A мощностью 560 кВт (750 л.с) обеспечивает М6О скорость хода до 50 км/ч.

Танк М60 американский основной боевой фото одного из музейных экспонатов

Машины серии М60 имеют индивидуальную торсионную подвеску Торсионный вал заключен в трубу, с которой соединен одним концом, в результате торсион и труба работают как двойная рессора.

Модернизованый танк М60 для турецкой армии фото, во многих стран до сих пор стоит на вооружении

Модификации американского основного боевого танка М60 фото

  • ХМ60/М60: Модернизация , литой корпус с профилем поперечного сечения, напоминающим вазу, опорные катки из алюминиевого сплава, три поддер­живающих ролика на борту. Первые образцы не имели командирской башенки.
  • М60А1: Первая модификация, отличающаяся вытянутой зауженной передней частью башни.
  • М60А1 AOS: В 1972 г. добавлен стабилизатор пушки М68.
  • М60А1 RISE: Комплект «специального оборудования для повышения надежности» (RISE); улучшения большинства основных систем, включая изменения систем силовой установки, облегчающие доступ к ней и обеспечиваю­щие быструю замену двигателя и трансмиссии.
  • М60А1 RISE Passive: модель М60А1 RISE дополненная установкой уменьшенного прожектора видимого и инфракрасного света, замена активных приборов ночного видения бесподсветными.
  • М60А1Е1: Опытная машина с заменой пушки 152-мм орудием - пусковой установкой М162 с возмож­ностью запуска ПТУР через ствол.

Танк М60 учения BRIGHT STAR, 1982 год

  • М60А1Е2/М60А2: Доработанная башня получила внеш­нюю форму, нопоминающую фантастический звездо­лет (starship). Модификация М60А2 стала существенным отступлением от обычных стандартов основного боевого танка и в итоге разочаровала заказчика. М60А2, известный под прозвищем Starship («звездолет»), получил новую башню, в которой установлено орудие - пусковая установка для ПТУР Shillelagh, оказавшаяся ненадежной. 152-мм орудие -это пусковая установка не менее чем вполовину легче обычной танковой пушки и совмещает в себе возможности пуска ПТУР и стрельбы обычными осколочно-фугасными, зажигательными или практическими снарядами. Всего построено было чуть более 550 М60А2, которые были сданы на склады. Вариант нес также дистанционно управ­ляемую 20-мм автоматическую пушку.
  • М60А1ЕЗ: Опытный М60А1 Е2 с заменой орудия 105-мм нарезной пушкой.
  • М60А1Е4: Опытная машина с управляемым вооружением.
  • К 1977 г. была готова модификация М60АЗ и началось доведение до этого стандарта уже имевшихся в войсках танков М60А1. Кроме усовершенствования системы управления огнем, танк получил новые гусеницы со съемными асфальтоходными подушками, легко монтируемыми и снимаемыми силами экипажа. М60АЗ способен поставить дымовую завесу с помощью термодымовой аппаратуры. Съемное оборудование для подводного вождения позволяет преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м. Впоследствии на нее была установлена динамическая защита.

американский основной боевой танк M-60A2 фото под прозвищем Starship звездолет

  • М60АЗ TTS: М60АЗ с тепловизионным прицелом AN/VSG-2, запущенная в серийное производство в 1977 г., весит 52 тонны - столько же, сколько М60А1, - но при этом включает в себя ряд существенных усовершенствований, таких как интегрированный лазерный дальномер Hughes и тепловизионный прицел на рабочем месте командира, тепловизионный прицел AN/VGS-2 и лазерный дальномер VVG-2 Hughes на месте наводчика, а также цифровой баллистический вычислитель на твердо­тельной элементной базе. Это повысило меткость стрельбы и расширило диапазон дальностей ведения огня до 200-5000 м. Предыдущие усовершенствования таанка М60 включали смещение орудия вперед на 12 см для высвобожде­ния дополнительного объема внутри трехместной башни. В стандарт М60АЗ вошло и автоматическое противопожар­ное оборудование израильской разработки с использование газа HALON
  • М60 Super/АХ: Модификация с усиленной бронезащитой и незначительными изменениями.

Тактико-технические характеристики американского Танка М60

  • М60-2000/120S: Разработанная General Dynamics Land Division гибридная модификация с элементами М60 и Abrams. Не принята военными.
  • М728: Боевая инженерная машина (CEV) на шасси М60А1.
  • М728А1: Модернизация М728.